проект gazzzeta.com продается. Зарегестрированна ТМ.

Газета Санкт-Петербургские ведомости Октябрь 2015 #188(5561)
Предварительный просмотр нескольких страниц
Газета Санкт-Петербургские ведомости Октябрь 2015 #188(5561) страница 1 Газета Санкт-Петербургские ведомости Октябрь 2015 #188(5561) страница 2 Газета Санкт-Петербургские ведомости Октябрь 2015 #188(5561) страница 3 Газета Санкт-Петербургские ведомости Октябрь 2015 #188(5561) страница 4
Теги: Газета Санкт-Петербургские ведомости купить, скачать

Газета Санкт-Петербургские ведомости
Просмотров: 1179
Оценка читателя: 0.00 (0)

Номер и дата выпуска: №188(5561) (Четверг, 8 Октября 2015)
Периодичность: 5 номеров в неделю
Издательство: АО <<СПВ>>
Страна, город издания: Россия, Санкт-Петербург
Язык: Русский
Количество страниц: 8 страниц
  • Краткое содержание
  • Описание издания
  • Календарь
  • Отзывы (0)
  • Архив

Мелодия для шарманки

Герой знаменитого литовского актера Владаса Багдонаса беден, стар и одинок.

ФОТО D. Matvejevas предоставлено пресс-службой фестиваля

Автор: Андрей Пронин

На юбилейном - двадцать пятом - театральном фестивале «Балтийский дом» Вильнюсский малый театр показал спектакль «Минетти» в постановке Римаса Туминаса.

Сегодня литовца Римаса Туминаса называют одним из ведущих режиссеров России. Он возглавляет московский Театр им. Вахтангова, его спектакли обласканы вниманием экспертов профессиональных премий, с шумным успехом гастролировали в Великобритании и США.

Многие подзабыли, что у Туминаса есть еще один театр-дом - Вильнюсский малый, созданный им в далеком 1990-м. В последнее время этот коллектив вынужден мириться со своеобразным сиротством: отец-основатель не так часто бывает у себя на родине. Чтобы поставить «Минетти», режиссер с трудом выкроил несколько недель прошлой зимой.

Среди зимней стужи происходит и действие спектакля. Время от времени из кулисы раздаются завывания вьюги, а ветер раскачивает люстру и занавески. Аккордеонистка играет в такт метели тоскливые, скребущие аккорды «Шарманщика» из «Зимнего пути» Шуберта.

Сцена превращена в подобие гостиничного лобби (художник - маститый Адомас Яцовскис). К скорому празднованию Нового года приготовлены столы и стульчики, за украшенной к празднику стойкой портье толкутся трое услужливых лакеев. Сначала один из них приволакивает старый чемодан, огромный и потрепанный. «А вот и господин к этому чемодану», - это демонстрирует остроумие немолодая дама, коротающая одиночество в гостиничном холле за шампанским. Прокравшись вдоль стены, словно тень, на сцену входит коренастый старик с седой бородой, в мешковатом костюме, шарфе и сером плаще, который так и не снимет на протяжении всего спектакля. «Минетти, актер», - церемонно представляется он, присаживается на диванчик и заводит долгий монолог, обращенный ко всем сразу и ни к кому в особенности.

Пьесу «Минетти» австрийский классик XX столетия Томас Бернхард написал в 1976 году для бенефиса своего приятеля - актера Бернхарда Минетти, хотя биографии персонажа и прототипа не содержали ровным счетом никакого сходства. Зато в пьесе много аллюзий на творчество бельгийского художника Джеймса Энсора (недаром действие происходит в его родном Остенде), в один прекрасный день порвавшего с импрессионизмом и начавшего писать мрачные фантастические композиции с черепами и лицами в масках.

В чемодане Минетти, согласно пьесе, лежит сценическая маска короля Лира работы Энсора, с которым актер был знаком давным-давно, пока еще выступал в театре. Но уже тридцать лет Минетти, в одночасье, подобно Энсору, переменивший свою участь, влачит бремя добровольного затворничества - и вот наконец решился тряхнуть стариной. Старик на последние деньги примчался в Остенде по приглашению режиссера Фленсбургского театра, который как раз собрался ставить «Короля Лира».

Выдающемуся литовскому актеру Владасу Багдонасу в спектакле Туминаса приходится непросто. Мало того что роль Минетти содержит километры текста, текст этот прихотлив и алогичен, герой, словно в бреду, многократно повторяет одни и те же периоды. Багдонас начинает спектакль с наигранной, бравурной важности, весомо и басовито резонирует. До поры, пока та самая саркастичная дама с шампанским (Инга Бурнейкайте) не обратит внимания на выбившуюся из штанины старика штрипку от кальсон. Играть в импозантность больше нет смысла: Минетти беден, стар, запущен и одинок.

Багдонас виртуозно ведет своего героя в путешествие по разным нотам гаммы чувств. Минетти то юродствует, кукарекая и выплясывая джигу, то впадает в бешенство, негодуя на непунктуальность режиссера, опаздывающего на рандеву, то растерянно мечется, осознав, что никакой режиссер не придет. При этом Багдонас умудряется держать героя на некоторой дистанции от переживаемых им эмоций - мы чувствуем, что во всем этом есть доля игры, что Минетти устраивает перед нами свой последний спектакль. Ему подыгрывают персонажи фона: то слуги за стойкой портье подпоют старику, то вбегут люди в карнавальных масках, то прошествует в свой номер великан, то лилипут, словно сбежавшие из волшебной сказки.

Настоящим моментом истины для Минетти - Багдонаса становится встреча с белокурой девушкой (Агне Шатайте), которую он нелепо и трогательно пытается защитить от вьюги, раскрыв зонт. С влажными глазами, исповедальным тоном Минетти рассказывает ей (жене? музе?), как был интендантом в театре Любека, как бескомпромиссно порвал со всей классической драматургией - кроме «Лира», как был не понят, не принят и едва ли не посажен в тюрьму.

В этих монологах, благодаря таланту Багдонаса наполненных сильным и искренним чувством, определенно звучит отголосок исповеди самого режиссера Туминаса. Тут и обида на публику: в Литве Туминаса немало клеймили за увлечение русской классикой, в России - за ее «искажение». И усталость от руководства театром: «Кто принимает пост главного режиссера - тот самоубийца», - выпаливает Минетти. И горькое осознание подкрадывающейся старости, которая когда-то потребует уступить место новым кумирам, - белокурая девушка бросит Минетти, уйдя справлять Новый год с молодым возлюбленным.

Однако чересчур впечатлительным зрителям не стоит хвататься за носовые платки. Для настоящего художника и сомнения, и горечь, и даже отчаяние - лишь топливо для создания новых произведений.

Под аккорды шубертовской шарманки Минетти покончит с собой и, бездыханный, останется лежать на своем старом чемодане. Режиссер Туминас, по иронии судьбы, в тот же вечер, когда его вильнюсский спектакль гастролировал на «Балтийском доме», выпускал премьеру московской версии «Минетти» в Вахтанговском театре. Он прощается, но, слава богу, не уходит.

 

Газета Санкт-Петербургские ведомости

"Санкт-Петербургские ведомости" на сегодняшний день являются крупнейшим ежедневным изданием Северо-Западного региона.

Газета неоднократно включалась в перечни наиболее авторитетных и имеющих самый высокий уровень доверия изданий региона.

Нашу газету читают губернаторы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, депутаты ЗАКСа и Государственной Думы, в Администрации Президента РФ.

Сегодня газета имеет статус консервативного, серьезного, качественного общественно-политического издания.

Целевая аудитория газеты - образованные, думающие, социально и экономически активные люди от 35 лет.

 

Июль, 2015
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Август, 2015
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Сентябрь, 2015
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Октябрь, 2015
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Ноябрь, 2015
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Декабрь, 2015
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Комментариев еще нет. Вы будете первыми.

Для добавления комментария Вам необходимо авторизироваться или зарегистрироваться
Также мы рекомендуем посмотреть:
Duplicate entry '14427070' for key 'PRIMARY'