проект gazzzeta.com продается. Зарегестрированна ТМ.

Газета Православная газета  Ноябрь 2015 #42(843)
Предварительный просмотр нескольких страниц
Газета Православная газета  Ноябрь 2015 #42(843) страница 1 Газета Православная газета  Ноябрь 2015 #42(843) страница 2 Газета Православная газета  Ноябрь 2015 #42(843) страница 3 Газета Православная газета  Ноябрь 2015 #42(843) страница 4
Теги: Газета Православная газета купить, скачать

Газета Православная газета
Просмотров: 609
Оценка читателя: 5.00 (1)

Номер и дата выпуска: №42(843) (Вторник, 3 Ноября 2015)
Периодичность: 1 номер в неделю
Издательство: Православная газета
Страна, город издания: Россия, Екатеринбург
Язык: Русский
Количество страниц: 48 страниц
  • Краткое содержание
  • Описание издания
  • Календарь
  • Отзывы (0)
  • Архив

ПУБЛИЦИСТИКА

Коммуникационная техника как враг духа

Мы все меньше читаем, зато все больше общаемся. Все меньше думаем, зато все больше говорим. У нас уже не произведения, а одни тексты. Не мысли, а информация и посты. Которые попадают в соцсети и там очень скоро навсегда пропадают, погребенные новыми горами подобных высказываний. Попробуйте найти в Фейсбуке хотя бы свои слова годичной давности. Обилие церковных сайтов и споры православных блогеров в соцсетях - как к этому относиться? Все это на пользу, или это, напротив, троянский конь, который изнутри подтачивает и портит наше сознание?

Вопрос о технике принадлежит к вечным философским темам. Некоторые мыслители и философы считали и считают, что техника сама по себе не благо и не зло. По их мнению, она лишь инструмент, средство. Ее польза или вред зависит от того, как ее применять. Лопатой можно вскопать поле картошки, а можно - и яму, чтобы спрятать труп. Или вообще рубануть ею по чьей-нибудь голове. Но сама лопата в этом не виновата. Виновен или невиновен тот, кто в данном случае держал ее в руках.

Взгляд этот, при всей его казалось бы трезвости и разумности, на самом деле весьма наивный, страдает рассудочной непроницательностью. Одно дело - лопата, другое - ядерные бомбы и коммуникационные гаджеты, производимые в гигантских масштабах. В них реализуются человеческие страсти - желание иметь побольше, быть еще быстрее, видеть и слышать что хочешь и когда хочешь. Техника с этой точки зрения не невинна, поскольку является отражением человека. То, во что он вложился и через что видно, чего он на самом деле хочет.

Где-то за последние 30 лет эволюция техники совершила качественный скачок. Теперь технический прогресс уже напрямую взялся за человеческое сознание и общение в информационных технологиях. Если раньше влияние было более опосредованным (скажем, скорость поездов и самолетов устраняла само понятие дали, раз за 24 часа можно добраться в любую точку земного шара), то теперь компьютеры и коммуникационные гаджеты уже напрямую влияют своей скоростью и вездесущестью на наше мышление и сознание, на их операционные возможности и способности.

Чтобы продемонстрировать «не невинность» техники, для начала не собственно коммуникационной, показать, что она не просто средство связи, я хочу сослаться на один сюжет из истории русской философии, когда философ и филолог Алексей Федорович Лосев практически предал анафеме всего лишь привычный нам электрический свет. Он усмотрел в нем нечто, совершенно противоречащее церковному быту и сознанию. При всей парадоксальности и, казалось бы, провокативности подобного взгляда, у него есть серьезные основания.

«Нельзя молиться при электрическом свете, а можно только предъявлять вексель. Едва теплящаяся лампадка вытекает из православной догматики с такой же диалектической необходимостью, как царская власть в государстве или как наличие просвирни в храме и вынимание частиц при Литургии. Зажигать перед иконами электрический свет так же нелепо и есть такой же нигилизм для православного, как летать на аэропланах или наливать в лампаду не древесное масло, а керосин. Нелепо профессору танцевать, социалисту бояться вечных мук или любить искусство, семейному человеку обедать в ресторане и еврею - не исполнять обряда обрезания. Так же нелепо, а главное нигилистично для православного - живой и трепещущий пламень свечи или лампы заменить тривиальной абстракцией и холодным блудом пошлого электрического освещения. Квартиры, в которых нет живого огня - в печи, в свечах, в лампадах, - страшные квартиры».

Эти слова взяты из «Диалектики мифа» Лосева, вышедшей в 1930-м - за год до его ареста (за эту безоглядно смелую книгу автора и арестовало НКВД). Они могут показаться несерьезной игрой в мракобесие, странными причудами полусбрендившего православного философа. Действительно, разве может современный человек отказаться от электрического света, от новинок техники и технического прогресса? Как уже мы можем сегодня жить, например, без холодильника, телевизора, мобильного телефона и компьютера? Сам Лосев что, свои книги при свете свечи писал?

Тем не менее это не просто игра в парадоксы. За разными лосевскими примерами невозможного в храме и вокруг храма чувствуется некая единая, связующая нить. В конце концов, Алексей Федорович не хуже нас видел, что современную жизнь нельзя себе представить без технических изобретений и электрического тока. Так почему же он все-таки был против электрических лампочек в храме? Так сказать, воевал с очевидностью и неизбежностью технического прогресса? ...

Юрий Пущаев «Православие.ру»

Опубликовано в стр. 38-39

 

Общеепархиальная «Православная газета» начала выходить в 1994 году.

C января 2011 года газета выходит 4 раза в месяц на 32 полосах формата А3 тиражом 20000 экземпляров.

Газета печатается типографским способом в два цвета в типографии Екатеринбургской епархии. Весь допечатный процесс полностью осуществляется Информационно-издательским отделом Екатеринбургской епархии.

Газета включена в российский каталог периодических изданий и распространяется по подписке.

Число постоянных подписчиков составляет на сегодняшний день около полутора тысяч человек, проживающих во всех регионах России. Однако, основная часть тиража по-прежнему поступает в приходы, где чаще всего раздается верующим бесплатно.

«Православная газета» ежемесячно высылается всем Епархиальным Преосвященным Архиереям России, редакциям других православных изданий, главам районов и муниципальных образований, а также другим руководителям Уральского федерального округа, Свердловской области и города Екатеринбурга.

Благодаря электронному варианту «Православная газета» доступна всем заинтересованным читателям по всем уголкам нашей страны и за рубежом.

Июль, 2015
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Август, 2015
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Сентябрь, 2015
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Октябрь, 2015
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Ноябрь, 2015
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Декабрь, 2015
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Комментариев еще нет. Вы будете первыми.

Для добавления комментария Вам необходимо авторизироваться или зарегистрироваться
Также мы рекомендуем посмотреть:
Duplicate entry '14427070' for key 'PRIMARY'